Названы экономические основы Великой Победы

28.03.2025

Ключевыми факторами Великой Победы стали единство советского народа, его беспрецедентные сила духа и патриотизм, а также сильная экономика, построить которую позволили централизованное управление народным хозяйством, достижения отечественной науки и самоотверженность тружеников тыла. Об этом говорили эксперты Всероссийской научной конференции Вольного экономического общества России на тему: «Экономика Великой Победы», которая состоялась в преддверии 80-летия Победы. Мероприятие было посвящено сохранению памяти о ратном и трудовом подвиге советских ученых и экономистов в годы Великой Отечественной войны, их вкладу в восстановление послевоенной экономики.


Открывая конференцию, президент ВЭО России, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов отметил, что Великая Победа была одержана не только на фронтах, но и в промышленности, экономике страны.


«Любая война — это, в том числе, война технологий и экономик. Одержать победу в Великой Отечественной войне позволили беспрецедентные сила духа, патриотизм советского народа, стойкость и мужество солдат на передовой, решимость и самоотверженность тружеников тыла, советское военное искусство, талант многих военачальников. Но не только — несомненно, сильная экономика, столпами которой были централизованное управление народным хозяйством и люди, стоявшие у станков на производстве, руководители предприятий, ученые, экономисты, инженеры и конструкторы. Экономика и наука — важные компоненты Великой Победы», — уверен Сергей Бодрунов.


Один из важных факторов Великой Победы — единство народов СССР. Советские республики делали все возможное для приближения победы, что позволило в кратчайшие сроки перевести экономику страны на военные рельсы. Об экономическом вкладе в Великую Победу Казахской ССР рассказал Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Казахстан в Российской Федерации Даурен Абаев.


«Во время войны Казахстан стал базой производства легкой и пищевой промышленности, превратился в промышленную кузницу, где ковалась победа: 9 из 10 пуль были отлиты из казахстанского свинца. Особое значение имело обеспечение фронта топливом. Республика стала ключевым поставщиком нефти — ее добыча в Казахской ССР выросла на треть (39%). На Карагандинский угольный бассейн приходилась добыча до 65% всего коксового угля, необходимого для металлургии. За годы войны шахтеры Караганды выдали 34 миллиона тонн угля. Рудники Жезказгана и Балхаша отдавали треть всей меди (35%), критически важной для производства боеприпасов и средств связи. Восточно-казахстанские предприятия обеспечивали значительную часть производства свинца для выпуска снарядов — до 85% от общесоюзного объема», — отметил г-н Абаев.


Велик был вклад колхозов в Великую Победу. В годы войны многие районы с развитым агропромышленным сектором оказались в оккупации, тем не менее Советский Союз не только успешно решал вопросы продовольственного обеспечения фронта и тыла, но и поставлял продукцию на экспорт. Это в значительной мере заслуга системы коллективного ведения сельского хозяйства и работников колхозов.


«За время войны продовольственный экспорт СССР составил 633 миллиона рублей. Например, в военное время в США были отгружены 94 тонны икры, десятки тысяч ящиков с консервированными крабами. Объем экспорта был существенно меньше, чем импорта. Тем не менее экспортные поставки приносили в государственный бюджет валюту, на которую Советский Союз закупал необходимые товары», — рассказал член Президиума ВЭО России, директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, академик РАН Александр Петриков.


Важнейшей стратегической отраслью, которая обеспечивала обороноспособность государства в годы Великой Отечественной войны, стал транспортный комплекс. Объем перевозок вырос почти в два раза. Были реконструированы тысячи километров путей, построены новые железнодорожные линии. Большой вклад в развитие транспортной системы страны внесли советские ученые.


«Были разработаны математические модели для оптимизации маршрутов и распределения ресурсов, методы рационального использования вагонов и локомотивов, которые позволили сократить простои и повысить скорость доставки грузов, созданы методы прогнозирования и минимизации рисков, связанных с бомбардировками и диверсиями. Результаты этой работы и по сей день играют большую роль в обеспечении обороноспособности и национальной безопасности страны», — отметил ректор Дальневосточного государственного университета путей сообщения, руководитель Хабаровского краевого отделения ВЭО России Владимир Буровцев.


Огромные преимущества были обеспечены плановым ведением военной экономики. На это указал член Президиума ВЭО России, научный руководитель Центрального экономико-математического института РАН, академик РАН Валерий Макаров.


«Теория планирования фактически родилась в военное время. Она была создана выдающимся ученым Леонидом Канторовичем. Это серьезная наука, на которую сегодня стоит обратить пристальное внимание. В условиях сложной геополитической ситуации роль планирования производства в экономике увеличивается», — отметил ученый.


Особое внимание участники конференции уделили экономике послевоенного времени, ее успехам, достижениям и урокам для современной экономической политики.


«Многочисленные экономические достижения были и после 1945 года в период послевоенного восстановления страны, когда возрождалось производство гражданской продукции, заново отстраивались города и деревни, фактически стертые в пыль оккупантами. Накопленный опыт, безусловно, востребован и сегодня, когда российские компании уверенно преодолевают санкции, а в приграничных регионах ведется восстановление пострадавшей инфраструктуры. Честную работу по сохранению памяти об этих и других сюжетах нашего прошлого сегодня ведут Российское историческое общество, Вольное экономическое общество России и Фонд «История Отечества», — отметил исполнительный директор фонда «История Отечества», председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев.


Решения в области экономической политики и управления народным хозяйством послевоенных лет могут быть актуальны и в наши дни, уверен член Президиума ВЭО России, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН Александр Широв. В частности, переход экономики СССР на «мирные рельсы» сопровождался серьезной структурной балансировкой. Поднять народное хозяйство в 1960-е гг. в значительной мере позволила реализации крупных проектов.


«После окончания Великой Отечественной войны экономика испытала трансформационный шок. В 1945 году советская промышленность сократилась на 12% по сравнению с 1944 годом. Спад произошел, в том числе, по направлениям, которые не связаны с производством вооружения и военной техники, — в пищевой и в текстильной промышленности. Серьезный рост по ключевым видам деятельности начался в 1950-1955 гг. Это результат запуска крупных национальных проектов, важнейшим из которых стал атомный проект. Его реализация позволила значительно увеличить темпы роста таких отраслей, как строительство, химия, машиностроение, электроэнергетика. Таким образом, наличие крупных проектов — это важный элемент нашего экономического развития», — полагает Александр Широв.


В рамках конференции состоялась презентация сборника Вольного экономического общества России «Ратный и трудовой подвиг ученых-экономистов: очерки и статьи», изданного к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне. В сборник вошли материалы, посвященные военному и трудовому пути ученых-экономистов, их мужеству и самоотверженности.


Подводя итог конференции, президент ВЭО России Сергей Бодрунов отметил, что изучение экономики СССР в период Великой Отечественной войны, экономических предпосылок, а также ключевых факторов Великой Победы, остается перспективным вектором научных исследований.

Тел: (499) 152-18-26 (информационная служба)  
Факс: 8 (499) 155-79-21
Контактная информация