Эксперты ВЭО России назвали способы борьбы с дефицитом кадров

13.02.2025

Одним из основных факторов, сдерживающих дальнейший рост экономики России, является кадровый дефицит. Решить эту проблему в долгосрочной перспективе позволит рост производительности труда, полагают эксперты научного форума «Абалкинские чтения», организованного Вольным экономическим обществом России и секцией экономики Отделения общественных наук РАН.


Научным руководителем и модератором форума выступил вице-президент ВЭО России, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, академик РАН Борис Порфирьев.


«Дефицит кадров — проблема, которая носит структурный характер. Среди ее причин не только факторы, связанные с негативными демографическими тенденциями. На сектора экономики, где занято большое количество специалистов с низкой квалификацией, сильно повлиял массовый отток мигрантов. Нехватка работников усугубляется в том числе форсированной структурной перестройкой экономики. Одно из решений проблемы кадрового дефицита, которое мы видим, — повышение производительности труда. Соответственно, необходимы инвестиции в высокие технологии», — отметил президент ВЭО России, член-корреспондент РАН Сергей Бодрунов.


По мнению ученых, нехватку трудовых ресурсов в долгосрочной перспективе можно компенсировать за счет увеличения производительности труда. Согласно оценкам Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, ежегодный рост производительности труда может составить 3,4% до 2050 года.


«В России огромный потенциал роста производительности труда. В финансах и страховании среднегодовые темпы роста производительности труда до 2035 года могут достигать 6% в год, а в таких секторах, как операции с недвижимым имуществом, связь и телекоммуникации, низкотехнологичные отрасли обработки и торговля, — 4−6% в год», — отметил директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН, член-корреспондент РАН, член Президиума ВЭО России Александр Широв.


По его мнению, повышать производительность труда можно и нужно за счет научно-технологического развития, уровень которого определяет эффективность использования трудовых ресурсов, одновременно стремясь к сокращению теневой занятости и количества низкопроизводительных и, соответственно, низкооплачиваемых рабочих мест в экономике.


«В России значительный объем «серой» занятости. Сферы, где она традиционно наиболее распространена, — это торговля, гостиничный и ресторанный бизнес. По оценкам ИНП РАН, в этих видах деятельности уровень производительности труда на 30% ниже. Поэтому вопрос выведения рабочих мест в «белую» зону имеет прямое отношение к росту производительности труда», — отметил Александр Широв.


«В России сформировались уникальные условия для реализации потенциала роста производительности труда, — уверена старший научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Елена Узякова, — Экономика в целом и ее отдельные сектора растут. На рынке труда присутствуют целые категории занятого населения, используемые значительно ниже их трудового потенциала: занятые неполный рабочий день, неформально занятые, занятые на рабочих местах с высоким потенциалом автоматизации».


В ключевых отраслях экономики большая потребность в рабочих и специалистах среднего звена. По мнению экспертов, преодолеть дефицит кадров в краткосрочной перспективе позволит повышение престижа рабочих специальностей и развитие среднего профессионального образования.


«Согласно статистике, две трети выпускников школ получают высшее образование и одна треть — среднее специальное. В рабочих специальностях не хватает кадров. С точки зрения развития производства и рынка труда, это важнейший ресурс для сокращения дефицита рабочей силы. Правда, насколько эффективно такое решение в долгосрочной перспективе — вопрос», — заявил член Правления ВЭО России Андрей Клепач.


Дефицит кадров, который Россия будет испытывать в ближайшие годы, можно покрыть в том числе за счет трудовой миграции.


«Согласно данным Росстата, приток трудовых мигрантов в России за последние два года резко сократился. Даже с учетом повышения пенсионного возраста, без значительной миграции занятость будет сокращаться», — полагает Андрей Клепач.


Согласно результатам опроса одного из рекрутинговых сервисов, более половины российских компаний называют нерыночные зарплаты главной внутренней причиной нехватки сотрудников.


На низкую покупательную способность доходов работников в России указал и заведующий сектором социально-экономических исследований качества и уровня жизни Центра развития человеческого потенциала Института экономики РАН Вячеслав Бобков. Эксперт предложил создать экспертную систему для оценки адекватности нижнего уровня покупательной способности заработной платы, увязав ее с квалификацией работника, размером и составом его семьи, а также разработать подходы к использованию этой системы в государственной социальной политике.


«Задача на среднесрочную перспективу — установить критерий определения нижнего порога заработной платы, которая позволит полной семье не «свалиться» в бедность. Первый шаг — разработать нормативный документ, который определит сетку целевых оценочных стандартов адекватности нижней границы покупательной заработной платы за выполнение нормы труда для групп работников разной квалификации», — считает Вячеслав Бобков.


Ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Виктор Ляшок видит возможности для решения проблемы дефицита кадров в повышении уровня занятости молодежи.


«Один из механизмов компенсации дефицита кадров — это привлечение дополнительных групп населения на рынок труда. В России достаточно низкий уровень занятости молодежи по сравнению со многими европейскими странами. Очевидно, что стимулировать занятость для этой группы населения чревато рисками, но это не означает, что мы не должны использовать этот механизм», — говорит ученый.


Директор Всероссийского института аграрных проблем и информатики имени А.А. Никонова, член Президиума ВЭО России, академик РАН Александр Петриков посвятил свое выступление политике в сфере занятости сельского населения.


По мнению ученого, необходимы новые программы по созданию альтернативных рабочих мест в сельской местности и малых городах, прежде всего за счет малого и среднего предпринимательства в несельскохозяйственной сфере.


«Рассчитывать на то, что городские предприятия начнут открывать филиалы в сельской местности и малых городах, к сожалению, не приходится», — пояснил ученый.


Подводя итог дискуссии, руководитель секции экономики Отделения общественных наук РАН, академик РАН Борис Порфирьев отметил, что проблема дефицита трудовых ресурсов носит сложный характер, поэтому «простые» решения не могут служить ответом на этот вызов устойчивому развитию страны. Повышение производительности труда, которое докладчики справедливо оценивают как ключевой инструмент для смягчения проблемы дефицита трудовых ресурсов, является непростой задачей. Ее решение в значительной мере зависит от качества человеческого капитала, прежде всего здоровья и образования людей. Поэтому требуется комплексный, системный подход со стороны экспертов и политиков и их эффективное взаимодействие, чтобы рынок труда был сбалансирован и обеспечивал потребности динамичного и устойчивого развития экономики страны на долгосрочную перспективу.

Тел: (499) 152-18-26 (информационная служба)  
Факс: 8 (499) 155-79-21
Контактная информация