«Темные аллеи» № 3 за 2019 г.

Об издании

Читайте в новом номере:

Отец русского театра Федор Волков

«Отцовство» Федора Волкова в отношении русской Мельпомены установил в свое время «отец» отечественной критики Виссарион Белинский. Определение это, а также звание первого русского актера Волков заслужил благодаря своей подвижнической жизни. В ней много загадок, легенд, а порой и детективных сюжетов. Хотя занят он был всего лишь превращением российского сценического искусства из любительского в профессиональное.

Несостоявшийся помещик Александр Грибоедов в усадьбе Хмелита

В 1799 году четырехлетний Александр Грибоедов получил в наследство от бабушки по отцовской линии сельцо Сушнево Покровской округи Владимирской губернии В ту пору ему уже принадлежала часть имения Митрофаниха той же округи. Но спустя десять лет, в 1809 году, Сушнево было продано родителями из-за постоянных финансовых затруднений, а от второго владения в 1816 году А.С.Грибоевдов отказался сам в пользу своей сестры Марии и всю оставшуюся жизнь никакими земельными угодьями, усадьбами, а стало быть, и крепостными крестьянами, не владел, оброков не получал и жил исключительно на государственное жалованье. Впрочем, это не помешало Александру Грибоедову хорошо познакомиться не только с городской усадебной жизнью, но и с провинциальной.

Великий Анархист Нестор Махно

Недавно мировые СМИ сообщили: власти города Гуляйполе Запорожской области намереваются вернуть на историческую родину прах лидера анархистского движения и руководителя повстанческих отрядов, действовавших на Украине во время Гражданской войны, Нестора Махно. Что ж, осталось дождаться ответа от французской стороны – Махно похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез. Пора восстановить историческую справедливость? Действительно, никто, пожалуй, из деятелей революционной эпохи начала прошлого века до такой степени не был оболган в советское время, как батька Махно. Каким он был на самом деле – этот повстанческий предводитель?

«Товарищ Феномен» с глазами насмешливой мадонны – Мария Андреева

Многие авторы, пишущие о 100-летии русских революций и Гражданской войны, не могут обойтись без рассказов о тех, кого в истории называют «валькириями революции»: Александре Коллонтай, Ларисе Рейснер, Инессе Арманд. А вот о той, чей след в тайных делах большевистской партии остался припорошенным архивной пылью и покрыт забвением, как правило, не говорится. Между тем Мария Федоровна Андреева – великолепная актриса, светская красавица – играла особую роль в революционном процессе: она была тайной агентессой РСДП(б).

Анна Ахматова: «Семь дней любви и вечная разлука…»

Как-то, беседуя с П.Н. Лукницким о художнике Борисе Анрепе, Анна Андреевна Ахматова вспоминала: «Знаете, когда началась революция, он под пулями приходил ко мне на Выборгскую сторону. И не потому, что любил, просто приходил. Ему приятно было под пулями пройти». «Он вас не любил?» – изумился Лукницкий. «Нет, – Анна Андреевна пожала плечами. – Нет, конечно, не любил. Это не любовь была. Но он все мог для меня сделать. Вот так просто…».

Любовные драмы и семейное счастье художника Поленова

Жизнь и судьба выдающегося русского живописца Василия Дмитриевича Поленова (1844–1927) начиналась, как и у многих художников, с любовных трагедий и драм. А иначе художником не стать. Ему удалось стать известнейшим живописцем и… построить дом. Дом Поленова «стал рассадником искусства, теплым центром для всех, кто желает отдохнуть после прозы и перейти в область поэзии…» Супруги сделали все это не для своих детей только, но и для местного крестьянства, получившего возможность с помощью искусства отправиться в «кругосветное путешествие по миру».

Самый лучший весенний праздник. День победы – марш победы

22 июня 1941 года юная Нина Молева стала санитаркой, потом операционной сестрой в сортировочном госпитале, участвовала в обороне Москвы и прошла в составе театрально-зрелищной бригады по обслуживанию прифронтовых частей путь от Москвы до Кенигсберга. У юной Нины Молевой, выступавшей с товарищами в короткие минуты отдыха солдат, было еще одно имя – Машенька. Так звали героиню разыгрываемой театральной сценки. Демобилизовавшаяся в звании старшего лейтенанта Машенька и после войны получала солдатские письма с благодарностью и объяснениями в любви. У ее поколения была общая цель на войне и общий праздник Победы.

Из лицедеев – в разведчики

В январе 1947 года киноактрису Бибииран Алимову неожиданно из Ашхабада, где она жила с родителями, вызвали в Москву. Она уехала, даже не предупредив их, потому что дала подписку о неразглашении и факта вызова, и места назначения. На Лубянке ее принял начальник Управления подготовки разведчиков-нелегалов Первого главка (внешняя разведка) МГБ СССР генерал-майор Коротков. Угостил Ирину чаем с «кремлевской выпечкой» и без предисловий объявил: «У меня есть одна идея, которая на первый взгляд может показаться вам странной: предлагаю перейти во внешнюю разведку и работать за рубежом с нелегальных позиций под легендой иностранной подданной…»

Театр таков, каковы люди в стране, их любовь и нетерпение

Санкт-петербургский режиссер, лауреат Государственной премии России Геннадий Тростянецкий вспоминает два спектакля, ознаменовавших взлет русского, точнее, советского, театра последней трети ХХ века Спектакли эти появились благодаря двум крупнейшим нашим писателям: Астафьеву и Распутину. Работа с ними и сегодня помогает из прошлого яснее увидеть настоящее.

Тел: (499) 152-18-26 (информационная служба)  
Факс: 8 (499) 155-79-21
Контактная информация